Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Содержание
Введение
Глава II
Эволюция формы
Формальные нормативы стилей
Бифуркационное дерево стилевых тенденций
Глава III
Аналогии форм искусства
Заключение
Примечания
Литература
 
Fine Art Collection
Картина "Предчувствие"
На главную Написать письмо Карта сайта

Композиционная форма в искусстве

Н. Шубина. Магистерская работа. Педагогический университет, архив библиотеки.
Примечания
Одновременные – понятие «одновременности» введено О.Шпенглером – это два или более исторических факта, которые выступают, каждый в своей культуре, в строго одинаковом – относительном – положении и, значит, имеют соответствующее значение. Так «одновременно» протекает возникновение ионики и барокко. Полигнот и Рембрандт, Поликлет и Бах – современники.

Гештальт - (нем. Gestalt –форма, образ, структура) – пространственно наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям, части которых определяются целым и которые в то же время взаимно поддерживают и определяют друг друга; образования, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей,  т.к. вне последних имеют место еще гештальткачества самих этих образований. Например, в случае акустического гештальтобразования какой-либо мелодии, вне которой имеет место также ее «комплексные качества». Душа по своей сущности способна формировать гештальты. Высокоразвитые структуры сознания имеют тенденцию к завершенности, единству, простоте, правильности, к симметрии и включению в предполагаемые пространственные направления (вертикальное и горизонтальное), к законченности всех кривых – к четкости, к наилучшему чувственному оформлению внутри сферы наглядного.
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостными, каждая из которых есть часть общей целостности сознания с признаками ограниченности и расчлененности, причем общая целостность сознания является с себе завершенной структурой, состоящей из  относящихся к целому членов, более или менее отличных друг от друга. Ограничение (контур), являющееся основой гештальта, характеризуется степенью резкости и замкнутостью или не замкнутостью очертаний, «контура». Согласно положению о том, что части определяются целым в случае, если меняется часть, положение или свойство целого, меняются и все другие части, положения или свойства. При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены – неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены окажутся важными (это редкий случай, который встречается, например, в орнаментах), или (что встречается чаще) так, что результатом иерархического распределения важности оказывается своего рода гештальтдоминанта: целое в большей или меньшей степени центрировано (например, центр гештальта человека – его лицо, центр гештальта лица – глаза) или конкретно направлено к какому-либо доминирующему конечному пункту (например, гештальт дерева направлен к вершине). Члены гештальта бывают различных рангов (так, например, в круге: 1)центр, 2)точка на окружности, 3)любая точка внутри круга), выступают как основные или второстепенные части. Там, где центр еще не установился,  его передвижение может сильно изменить характер гештальта, как, например, при перемене основного тона аккорда. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы, или как точка скрепления, или как исходная точка. Из того факта, что душа способна формировать гештальты, вытекает закон «хорошего» гештальта (Метугеру, 1941 г.).
Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось. Отклонение от «хороших» гештальтов воспринимается не сразу, а лишь при интенсивном рассмотрении (например, приблизительно равносторонний треугольник «рассматривается» как равносторонний). Гиштальткачества – свойства целостностей, в особенности свойства гештальтов, которые не вытекают из свойств частей этих гештальтов,  а присущи самим гештальтам в целом как таковым (пример: переживание аккорда совершенно отлично от суммы переживаний составляющих его отдельных тонов).
Различают три вида гештальткачеств:

1. Структура, строение или тектоника. Сюда относятся качества порядка и построения: пространственная форма или структура фигуры, яркость и окраска, расчленение и распределение важности; ритм, мелодия; способ протекания, движения и измерения. Прилагательными, с помощью которых определяется длинный гештальткачеств являются, например, следующие: прямой, круглый, угловатый, замкнутый, симметричный, legato, staccato, crescendo; непрерывный, прерывистый, рост, уменьшение, подъем, падение и т.д. Существует также динамическая структура, структура напряжения, притяжения, отталкивания, порыва, побуждения и т. п., которые получаются, в особенности, при анализе отношения между «я» и «ты». Кроме того, существуют следующие качества структуры:
- связь;
- четкость;
- система отношений;
- центрирование;
- центр тяжести гештальта;
- внутренняя упорядоченность («хороший»).

2. Свойство. Свойство целого или качество целого. Сюда относятся материальные свойства, «материал». Прилагательными, которые употребляются для характеристики свойств, являются, например, прозрачный, сияющий, шероховатый, гладкий, блестящий, светящийся (свет и тень); мягкий, твердый, вязкий, упругий; пронзительный, дрожащий (звук).
4. Сущность. Сюда относятся все физиологические свойства: характер, нрав, внешний облик, настроение и т. п. Прилагательными, которыми можно охарактеризовать свойства сущности, являются такие, как: радостный, спокойный, гордый, мрачный, враждебный, сильный, шумный, буйный  и т. д. У многих свойств сущности нет собственной характеристики. Поэтому в обиходном языке употребляются слова, лишь приблизительно выражающие то, что подразумевается, и имеющие, кроме того, свое собственное более точное и более ясное значение. В связи с этим свойства сущности часто не распознаются или путаются с чем-либо другим; они важны в силу того, что могут показать вещь таким образом, что мы ее характеризуем как «интересную»; между такой вещью и нами самими устанавливается изначальное познавательное отношение. Подобные свойства сущности могут быть присущи вещам, относящимся к совершенно различным сферам; так, например, свойство сущности – «теплота» –может восприниматься не только температурное ощущение, но и как определенная окраска, например, «желто-красная», как поведение человека или обстановка жилого помещения.

Коллективное  бессознательное - Термин введен К. Г. Юнгом для обозначения особого класса психических явлений - Представляет собой часть психики, которая не обязана своим существованием, в отличие от личного бессознательного, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании  и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Личное бессознательное состоит в основном из комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют архетипы.
 Понятие архетипа, которое является неотъемлемым коррелятором идеи коллективного бессознательного, указывает на существование определенных форм психики, которые, как видится, присутствуют всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют «мотивами»; в психологии первобытных людей они соответствуют концепции Леви-Брюля о «коллективных представлениях» а в области сравнительной религии они были определены Губертом и Мауссом как «категории воображения». Адольф Бастиан давно  уже называл их «элементами» или «первичными мыслями».
 Итак, помимо нашего непосредственного сознания, которое носит целиком личный характер, и которое мы считаем единственной эмпирической психикой, существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм – архетипов, которые могут стать лишь вторично осознанными и которые задают форму элементов психического содержания.

Эволюция в широком смысле – синоним развития; процессы изменения, которые могут привести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы или же наоборот к понижению этого уровня.

Форма – прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутренне строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. Понятие «форма» употреблялась Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос» для обозначения всеобщего и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса становления. Этот гилеморфизм был заимствован и развит в Средние века и в Новое время, в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции – суть – отделенные от материи формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории у Канта) означают уже не объективные условия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. В полемике с формалистической этикой Канта  М.Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику. Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение по сравнению с механистическим. 

Идеал - Идеология (греч. – учение об идеалах) – согласно направлению во французской философии периода Великой революции, метод установления практических правил воспитания, этики и политики посредством точного познания физиологической и психологической ориентации человека и физического мира.
Идея предсуществует везде, где суждения (субъективные, ибо существуют лишь субъективные суждения) высказываются в объективной форме. Все метафизические и теологические понятия, в которых метафизическое или религиозное изначальное чувство облекается в форму познавательного высказывания, являются с самого начала «идеологическими».

Гомология – морфологическая эквивалентность.

Полифония – 1) вид многоголосия (многоголосного склада музыкального, отличного от гомофонно-гармонического), представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Характерны: равноправие голосов (так, все они поочередно оказываются ведущими при поведении темы в экспозиции  фуги), текучесть ( в том числе несовпадение в разных голосах каденций и цезур, кульминаций и акцентов и т.п.).  2) Основанная на этом виде многоголосия область музыкального искусства («полифоническая музыка»). Образно-выразительных качеств, присущих только полифонии не существует, но некоторые свойственны ей меньше (например, в полифонии ограничены колористические возможности), другие больше. К последним относится образная обобщенность, важная роль интеллектуального начала.

Казуальность – причинность – философская категория, необходимая для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (называемое причиной) обуславливает другое (называемое следствием или действием).
 

 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina