|
|
|
А. Богомазов. Теоретические
труды |
Из книги Д. Горбачева. |
В 1914 году был закончен трактат,
в котором были заложены основы авангардного искусства. Автор трактата
«Живопись и элементы» - украинский художник кубофутурист Александр
Константинович Богомазов (1880-1930), - анализировал логику восприятия
искусства и психологию восприятия художественного образа. В
1984 году парижский искусствовед назал этот трактат пророческим… Богомазову
удалось открыть первичный элемент живописи, которым является точка
на картинной плоскости. Динамика (принцип футуризма) ведет развитие
от точки к линии, передвижение которой дает в результате площадь.
Это динамическое явление творчества приводит Богомазова к освоению
генезиса формы, которая существует лишь с «момента движения первичного
элемента». До этой концепции В. Кандинский (всемирно известный теоретик
новаторского искуства) дошел лишь осенью 1916 года… С
юных лет Богомазов осознал ненадежность интеллекта для поэтической
деятельности: переполненный земным интересом выгоды, интеллект – барьер
на пути в тайну души. На этом пути неоходимо разрушить ряд понятий,
которые разъединяют дух с космосом. Найти утраченное единство, гармонию
– задача современного искусства. Если раньше это удавалось древним
художникам, то только потому, что их техника была более примитивной
и менее требовательной, чем современная.
Земная жизнь без возвышенного чувства угнетает, как безнадежная каторга…
На 31-м году жизни Богомазов уже перешел в
искустве через натурализм, через импрессионизм, увлекается картинами
художников «Голубой розы», прозой и поэзией «Золотого руна». Названия
его собственных стихов – «Мечты», «Печальной осени туман». Музыка
символизма – сладкое нашептывание смерти. В многочисленных трактатах
Богомазова, стихах, притчах, письмах описаны, кажется, все уголки
души, вернее, все ее зеркала, все приемники внешних воздействий, которые
работают на разных частотах. Один раз он называет художника чувствительным
резонатором.
В 1913 году душа Богомазова вошла в резонанс со свободным активным
импульсом, который попирает смерть. В том же году он женился на художнице
Ванде Монастырской, после 5 лет их знакомства…
Нет маленьких людей и маленьких событий. Каждый человек – это поток
космической энергии (так впоследствие утверждал российский академик
Вернадский). Тот, кто осознал это, становится Сверхчеловеком – Богомазов
именно так трактовал это понятие, которое ввел Ницше. При встрече
двух стихий – человека и мира (т.е. психики индивидуальной и надличностной,
абсолютной), – возникает зрелище – Театр жизни, отображением которого
может быть любой вид искусства. Такой
может быть и живопись нового реализма, перед которой меркнет банальность
эвклидового пространства, живопись, которая взывает не к злым силам
жестокого материального мира, а к живительной энгергии космоса.
Воля к жизни, свободный творческий инстинкт,
ощущение участия близких явлений в космической энергетике – вот что
осознал Боголюбов во взрывные для него 1913-1914 годы. «Многие ослепли»
от неисчерапемого потока действительности, среди них много художников,
и все слепцы твердят, что всех нас ожидает смерть, а не настоящая
«жизнь, которая бьет ключем…». Прошлая
жизнь казалась динамически слаженным танцем – каждый раз с новым непредсказуемым
ритмом. Участники этого танца жизни – люди, здания, предметы, деревья,
животные – при встечах и пересечениях меняются просто на глазах, вытягиваются,
сферезуются, уплотняются. Были правы Сезанн, футуристы (среди них
были и киевские парижане Архипенко и Экстр), изменяя пропорции предметов
и геометрируя их силуэты. Ритмические, динамические ценности этих
предметов иначе не бросятся в глаза.Обостренное восприятие художника
видит динамичность даже в статическом предмете. «Посмотрите на наши
каменные здания-ящики, и вы почувствуете сильное движение мимо дороги…»
Цель художника – воплотить эти впечатления от бурления жизни. «Неведомая
борьба живописных элементов так чарует и захватывает, когда она доведена
художником до единого живописного целого.» Свобода
и инстинкт породняют современного художника с его предками, которые
создавали архаическое искусство, несравнимое по своей космичности,
експрессии и ритмической четкости, которое противостояло страху смерти.
Орнаментальная живопись сельских художников донесла до нас древнюю
систему метафор с ее мерным чередованием напряжения и интервалов,
всплесков и расслаблений. Богомазову импонирует художественная осведомленность,
освещенность «коллективной и вневременной личности», которая создала
народное искусство. Его личная живопись своего рода орнамент на плоскости,
ритмичный код психологической жизнедеятельности. Но, дитя новой эры,
он не стал архаистом. Богомазов ценит неповторимость каждого мгновения
жизни, накладывая сиюминутное переживание на сетку координат, соотнося
индивидуальное существование с энергией вечного двигателя.
Искусство Богомазова, как и его теорию, можно назвать «импрессионизмом
вечного» (слова Пастернака). Трактат «Живопись
и элементы» является апогеем неповторимости жизненных явлений. Формулой
непохожести субъектов жизни у Богомазова становится спираль – символ
неспокойного Космоса. Новое искусство
по Богомазову - это возвращение к первичности восприятия, к детству,
которое ярко ощущает величественность и связанность мира (что тождественно
ощущению коллективного ритма), но одновреиенно это и анализ признаков
объекта – побудителя наших чувств (что отражается на картине созданием
качественного ритма). Новый реализм – это системно-синкретический
подход к действительности, и, в то же время, его структурное понимание.
Начиная с 1960-х годов и до современности
рукопись «Живопись и элементы» изучают и высоко оценивают историки
украинского авангарда.
|
Живопись и элементы. А. Богомазов |
(выдержки) |
…Сутью понимания нового движения
в искусстве является осознанное отношение художника к живописным элементам,
к исследованию которых я приглашаю читателя. …Картина,
как и всякое произведение искусства, является результатом эстетических
переживаний автора, закрепленным определенными материальными знаками.
Собственно суть такого закрепления переживаний лежит в имитации его
знаками определенного Искусства, в каком виде Картина и предстает
перед Зрителем. Т.о., для Зрителя Картина представляет собой сумму
знаков, которые скрывают в себе эстетические переживания Художника.
Зритель, разглядывая Картину (знаки), в благоприятных условиях переводит
знаки в переживания Художника, образуя обратную имитацию (…) Картина,
т.о., является как бы посредником в передаче эстетических переживаний
от Художника к Зрителю, концентрирует их в себе, содержит слово первого
и отклик второго. Художник, выражая свою живописную мысль через Картину,
тем самым ищет наиболее близкого отклика у Зрителя, который является
более или менее чувствительным резонатором его эстетических переживаний.
Это переживание, чтобы отобразиться у Зрителя, проходит такой путь:
- Эстетическое переживание Художника от объекта.
- Перевод этого переживания в знаки искусства
(картина). - Обратный перевод суммы знаков
в эстетическое переживание. Знак в картине
является общим фактором их единения. Этот знак связан через эстетическое
переживание Художника с объектом, который вызвал это переживание.
Указанная связь между знаком Искусства и объектом может проявиться
только при условии общей природы их развития. Отсюда развитие Картины,
а также и единение Художника со Зрителем зависит от условий, которые
влияют на развитие и объединение знаков, их связь с объектом.
Схематично можно изобразить Художника и Зрителя
таким образом:
|
|
Черный квадрат в середине этой
схемы представляет собой сумму всех знаков Искусства живописи, которые
дальше я буду называть елементами Искусства. Художник и Зритель –
сумма эстетических переживаний Художника и Зрителя. Художник всегда
является инициатором единения, и от его воли зависит то или иное сочетание
знаков в Картине… Объект для художника
представляет собой некую сумму материальных знаков: форм, линий, площадей,
граней и т.д. Эти знаки, которые я называю элементами объекта, непосредственно
или через воспоминания вызывают у Художника ряд переживаний, сумма
которых и вызывает эстетическое переживание. Т.о.,
отношение Художника к объекту является отношением к елементам, которые
его составляют, а эстетическое переживание – есть результат совместного
действия этих елементов в его ощущении… По
логике, развитие Картины должно начинаться с неосмысленного подчинения
объекту. Поэтому, путь развития эстетического переживания, а также,
и Картины исторически распадается на такие этапы: 1)
Полное неосмысленное подчинение объекту. 2)
Осмысленное подчинение объекту. 3) Осмысленное
расхождение с объектом.
1. Картина, которая приближается к совпадению с объектом (искусство
примитивов).
2. Картина, которая совпадает с объектом (реалистическое искусство).
3. Картина, которая расходится с объектом (новое искусство).
|
|
|
|
|