|
Свободная
роспись ткани.
Из книги "Подарки из батика", автор
А. Я. Жолобчук |
|
Свободная роспись выполняется
без использования резервных смесей, правда, в начале или в конце
при необходимости можно использовать обработку резервом.
Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с
применением солевого раствора; красками с загусткой из резерва;
печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными
красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки,
кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно
и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно
не запаривать, а выполнять различными классами красителей на разных
волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять
поверхность от попадания на нее капель воды.
|
|
Роспись ткани
с применением солевого раствора. |
|
Ткань пропитывают раствором кухонной соли, и
после высыхания расписывают красками для холодного и горячего
батика, или же раствор соли вводят в краску и ею расписывают
(вводить раствор соли в краску рекомендуется только для класса
основных красителей). Всеми другими красителями рекомендуется
расписывать по материи, пропитанной солевым раствором. Соль
ограничивает растекание краски на ткани и дает возможность
выполнять рисунки свободными мазками (свободная роспись).
Эту роспись можно соединять с росписью холодным батиком. |
|
|
|
Солевой раствор для пропитки
натурального шелка и капрона выполняют 20-30%-й концентрации, а
для хлопчатобумажных и вискозных тканей нужен более концентрированный
раствор. Роспись выполняют кистями или тампонами из ваты разными
степенями насыщенности. При большей насыщенности получают акварельный
эффект, при меньшей - графические рисунки. Роспись (с введением
в краску) выполняют красками на базе основных красителей. Шелковые
и капроновые ткани расписывают по такому рецепту: |
|
|
Основной краситель- 5-15 г/ л;
уксусная кислота 80% -я - 40 г/л;
этиловый спирт 95° - 300 г/л;
раствор соли 25% -и - 125 г/л;
резорцин технический - 10 г/л;
утропин технический - 10- 15 г/л;
вода - до 1л.
Изделия запаривают так же, как и изделия холодного и горячего
батика.
|
|
|
Роспись ткани
красками с загусткой из резерва. |
|
При этом способе краски
загущивают резервной смесью для холодного батика. Чаще используются
основные красители, реже кислотные, которые хорошо растворяются
в спирте, (в граммах): |
|
|
основной краситель - 1 - 10;
спирт 95° или уксусная кислота - 50;
резервная смесь - 450-500;
бензин - 450-500. |
|
|
Краситель растворяют в
спирте или кислоте, смешивают с резервом для холодного батика. Смесь
подогревают на водяной бане до кипения. Так как эти краски дают
прозрачные мазки, для уплотнения цвета добавляют немного предварительно
обезжиренных цинковых белил. Перед использованием смесь разводят
бензином. Хранится такая краска в закрытой посуде достаточно долго
в случае застывания разводится бензином.
Расписанные этим способом изделия запариваются таким же способом,
как изделия холодного и горячего батика. |
|
Роспись ткани красками для
печати. |
|
Для этого способа применяют
краски для печатания на ткани и красители разных классов: активные,
прямые, кислотные и др. Роспись выполняется колонковыми кистями,
рисунки любой сложности - свободными мазками, без ограничения количества
цветов, можно смешивать краски одного класса между собой, увеличивая
цветовую гамму. Изделия запаривают в обычном режиме, как и в предыдущих
способах росписи. |
|
Роспись по аппретированным
тканям. |
|
В процессе изготовления
ткани применяются аппреты, в основном для хлопчатобумажных, вискозных
тканей, для натурального шелка. Такие ткани без любой предварительной
подготовки можно расписывать красками методом холодного и горячего
батика. Аппрет предотвращает растекание красок по ткани. Для росписи
используют кисти или тампоны. От насыщенности мазков кисти или тампона
получаются рисунки с акварельным эффектом или графическим.
После росписи изделия запаривают так же, как и в предыдущих случаях.
|
|
Роспись масляными красками. |
|
Для использования в росписи
масляные краски сначала обезжиривают. Для этого их выдавливают из
тюбика на любую гигроскопичную бумагу, оставляя на 2-3 часа. Они
становятся суше, перед применением их разбавляют растворителем для
масляной живописи (пиненом) и начинают роспись. Расписывают кистями
из щетины или колонковыми кистями. Краски можно смешивать между
собой и накладывать одну на другую.
По окончании работы изделие высыхает в течение 8-4 дней. Этим способом
можно расписывать все виды тканей, он не нуждается в других специальных
обработках для закрепления красок на волокнах. Изделие можно стирать
в теплых растворах моющих средств.
|