«Портрет Н. А. Лунина», 1838 г.
Акварель. (Н. А. Лунин – брат декабриста М. А. Лунина, который стремился
выполнить завещание брата об освобождении крепостных в его имении).
«Натурщица», 1940 г. Акварель. Долгое время хранилась
у Д. Резвого, известного в свое время деятеля Общества поощрения
художников, получил акварель от автора.
«Сон бабушки и внучки», «Прерванное свидание»
- копии с акварелей Брюллова.
«Женщина в кровати», 1839 – 1840 г. Акварель.
На листе справа подпись «Чевченко». Изображена Мария Яковлевна Европиус
(немка), у которой квартировали Шевченко и Сошенко. Отношения художника
с Марией Яковлевной послужили причиной разрыва между друзьями. Сошенко
имел намеренье жениться на Марии, но она ему отказала, так как любила
Шевченко. Произношение Марией фамилии автора как «Чевченко», зафиксировано
художником в подписи. Считается что Мария портретный прообраз Паши
в повести «Художник».
«Автопортрет», 1840 г. Масло. На автопортрете
Т. Шевченко в расцвете лет, исполненный вдохновения. В произведении
соединены непосредственность проявления человеческих переживаний,
свойственных романтизму, с глубоким воспроизведением внутреннего
мира, характерным для русского и украинского реалистического портрета
30-40-х годов XIX века. «Автопортрет» был создан Шевченко в академической
мастерской товарища по учебе, художника Ф. Пономарева во время болезни
в конце 1839 – начале 1840 года (январь - февраль).
«Одалистка», 1840 г. Акварель. Одна из первых
самостоятельных композиций Шевченко. Несет на себе явное воздействие
брюлловского стиля.
«Мария», 1840 г. Акварель. Создана по поэме А.
С. Пушкина «Полтава». Акварель готовилась к изданию в альманахе
«Утренняя зоря».
События описанные в «Полтаве», разворачиваются в начале XVIII столетия.
Гетман Украины Иван Мазепа берет себе в жены дочь полковника Василия
Кочубея – молодую красавицу Марию. В силу разных обстоятельств между
гетманом и полковником возникает конфликт, в котором вверх одержал
Мазепа. Непреклонный гетман решает казнить тестя и вскоре приводит
свое решение в исполнение... Художник изображает момент, когда мать
пробирается в покои Мазепы к дочери, умоляя заступиться за отца.
Ритмическим ключом всей композиции является линия соединенных рук.
Этот мотив делает зримым и ощутимым процесс перетекания энергии
тревоги матери к безмятежно спящей дочери.
«Мальчик с собакой в лесу», 1840 г. Сепия.
«Цыганка-ворожка» («Цыганка гадающая украинской
девушке»), 1842 г. Акварель. Повторение одноименной авторской картины,
которая, к сожалению, не сохранилась. За эту картину Шевченко получил
в Академии художеств серебряную медаль второго достоинства.
«Катерина», 1842 г. Масло. Единственная сохранившаяся,
написанная маслом, картина академического периода. Картина создана
на тему одноименной поэмы Шевченко. Художник стремился, чтобы картина
была ясной и понятной, побуждала сочувствие. Шевченко одним из первых
в искусстве классицизма изображает беременную женщину, обобщая образ
своей героини до уровня некоего символа, говорящего о метаисторической
судьбе целой нации.
Хотя Шевченко еще не отошел от академизма в построении композиции,
изображении человеческих фигур и пейзажа в этом произведении, идейная
направленность картины делает ее настоящей вехой в развитии критического
реализма в украинском искусстве.
«Портрет А.Е. Коцебу», 1843г. Акварель. Изображенный
на портрете отставной гвардии подпоручик, художник-баталист учился
одновременно с Шевченко.
«Портрет Ганны Закревской», «Портрет
Платона Закревского», 1843 г. Масло. Портреты четы Закревских
были выполнены под заказ отставного полковника, помещика из села
Березовая Рудка Платона Закревского. Вопреки традиции Шевченко вносит
элементы диссонанса в систему парных портретов. Возможно, что этому
послужили чувства, возникшие между художником и Ганной и осознание
невозможности их отношений и счастья.
В тот период Шевченко выполняет около двадцати заказных портретов
из которых, к сожалению, сохранились единицы. Заказы давали художнику
настолько ощутимый заработок, что художник всерьез подумывал о поездке
в Италию. Увы, этим планам сбыться было не суждено.
«Крестьянская семья», 1843 г. Масло. В основу
картины заложен часто встречающейся в фольклоре, литературе и искусстве
многих народов сюжетный мотив трех поколений. Шевченко тщательно
выстраивает композицию, выбирая из потока зрительных впечатлений
наиболее лаконичное и выразительное решение образа. То, что изображено
на полотне – это не эпизод из жизни крестьянской семьи, а некая
духовная общность, образующая атмосферу семьи, ее внутреннюю суть.
Композиционное решение, а так же особое внимание к языку жестов,
сближает работу Шевченко с полотнами мастеров итальянского и голландского
Возрождения. В то же время, ощущение солнца, света, воздуха ставит
художника на одну ступень с родоначальниками импрессионизма.
«На пасеке», 1843 г. Масло. Картина была обнаружена
случайно во время инвентаризации фондов Киевского музея русского
искусства. Она была очень повреждена, но довольно успешно отреставрирована.
Работая над построением композиции Шевченко использовал правило
старых мастеров Галеса и Веласкеса – изображать события под открытым
небом, находясь в «закрытом дворе», под крышей. В работе над картиной
художник отказывается от условного академического колорита и использует
всю широту палитры солнечного летнего дня. Ощущение пространства
и мягкого воздуха художник передает через большие светотеневые отношения
и тонкие изменения светосилы цвета, чередование прямого и отраженного
света.
«Распятие», 1850 г. Сепия. Эскиз. Выполнен после
возвращения из Аральской экспедиции. Тогда у Шевченко появилась
надежда на получение разрешения рисовать. Запрос о таком разрешении
был подан командиром Отдельного Оренбургского корпуса. В запросе
Шевченко предлагал написать для местной католической церкви образ
«без всякой цены и уговору». В просьбе Шевченко было отказано.
«У надгробья», (эту работу называют так же «Молитва
за умерших» и «Казашка Катя») 1856-1857 г. Сепия. Рисунок выполнен
в ссылке в Новопетровском укреплении, во время работы над повестью
«Художник». В основе его сюжета лежит древний религиозный обычай
казаков: они жгли по ночам жир в плошках над покойником, а днем
наливали в те же плошки воду, чтобы прилетевшая птица напилась воды
и помолилась Богу о душе усопшего.
В композиции с казашкой, пришедшей ночью на кладбище совершить обряд,
художнику удалось достичь эффекта «рембрандтовского» света. В технике
водорастворимой сепии он совершенно по-новому выявляет сокровенные
черты человеческой натуры.
«Умирающий гладиатор», 1856 г. Сепия. Рисунок
выполнен на тему одноименного стихотворения Лермонтого.
«Робинзон Крузо», 1856 г. Сепия. Работа выполнена
во время пребывания в Новопетровском укреплении. Рисунок воссоздает
образ героя английского писателя Даниэля Дефо.
Серия «Притча о блудном сыне», 1856 -1857 г.
Сепия.
1. «Проигрался в карты»
2. «В кабаке»
3. «В хлеву»
4. «На кладбище»
5. «Среди разбойников»
6. «Наказание колодкою»
7. «Наказание шпицрутенами»
8. «В тюрьме»
Замысел появился одновременно с написанием повести «Художник». Здесь
Шевченко представляет евангилевскую притчу о блудном сыне в нравах
и обычаях современного ему русского сословия. Каждый рисунок насыщен
острым содержанием, сатирой.
«Автопортрет со свечей»,1860 г. Офорт. Выполнен
с рисунка 1845 года.
«Автопортрет», 1861 г. Масло. На этом автопортрете
мы видим преждевременно постаревшего, потерявшего надежду на улучшение
доли, предчувствующего свою скорую кончину человека, скорбящего
не только и не столько о своей личной судьбе, но о судьбе своего
обездоленного народа. Эта, как и другие поздние произведения Шевченко,
напоминает рембрандтовские полотна.
|