Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Содержание
Маньеризм
Барокко
Классицизм
Гуманизм
Модернизм
 
Fine Art Collection
Картина "Натюрморт с раковинами"
На главную Контакт Карта сайта

Классицизм

Классицизм (нем. klassizismus, от латинского classicus – образцовый) – одно из основных течений в европейском искусстве 17 – начала 19 века. Общей отличительной чертой классицизма является обращение к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.
В наиболее последовательной форме классицизм как художественный стиль сложился в 17 веке во Франции в период подъема и расцвета абсолютизма, выступающего объединяющим началом общества. Искусство классицизма, отразившее борьбу за становление централизованного национального государства, сыграло прогрессивную роль и приобрело национальный характер.
Классицизм утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма – конфликт личного чувства и гражданского долга, торжество общественного разумного начала над стихией индивидуальных страстей.

Принципы философского рационализма, ярко проявившиеся в подходе классицизма к явлениям общественной жизни и природы, легли в основу его поэтики. Прекрасное выступает в ней как ясное, разумное, логическое начало, лишенное сложности и противоречий, присущих реальной жизни. Стремясь к большому общественному содержанию, возвышенным нравственным героическим идеалам, искусство классицизма отодвигало на второй план изображение современной действительности, простых людей, их быта, тяготело к идеализированным отвлеченным образам, провозглашало принцип изображения «прекрасной», «облагороженной» природы. Этот принцип в сочетании с героическим общественным идеалом приверженцы классицизма находили в античном искусстве, которое рассматривалось ими как абсолютная внеисторическая этическая норма.
«Каждый должен служить отечеству своими талантами»,- эти слова принадлежат французскому художнику Жаку Луи Давиду (1748-1825) и могут служить эпиграфом не только к его творчеству, но и к личной жизни. Живопись Давида отражает его восхищение античностью и преданность идеалам.

Все личное должно быть принесено в жертву гражданскому долгу –эта идея выражена в картине Давида «Клятва Горациев» с предельной наглядностью и лаконизмом. Сжатое постранство, композиция античного барельефа, спокойно-размеренный ритм способствуют выявлению сурового героического характера. Главные средства художественной выразительности при создании образов: ясный и лаконичный жест, строгий, подчеркнуто энергичный рисунок, четкая светотеневая моделировка – все это способствует удивительно цельному общему пластическому решению.
Ж-Л. Давид
Клятва Горациев
С большой силой социально-этические идеалы классицизма были выражены в возвышенных, гармоничных по ритмическому строю исторических и мифологических картинах Н. Пуссена, в пейзажах К. Лоррена.
Новый этап в развитии классицизма связан с буржуазным Просвещением 18 века. Отвергая как аристократическое искусство барокко и рококо, так и выродившийся дворянский классицизм, французские просветители часто пользовались художественным языком классицизма, чтобы выразить буржуазно-революционные устремления в духе гражданских идеалов античности.

Классицизм процветал почти во всех европейских странах. Его идеи продолжали владеть умами на протяжении почти двух столетий. Расцвет классицизма приходится на вторую половину 18 века. Его идейным вдохновителем стал Винкельман – историк искусства, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «Истории искусств древности», вышедших в 1750-1760 годы. Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766) также способствовал укреплению позиций классицизма.
В основе эстетики классицизма лежало утверждение, что искусство в одном идеальном образе красоты объединяет то, что в реальной действительности существует отдельными и разрозненными частями.

В России классицизм сложился в 18 веке и сыграл важную роль в развитии национальной культуры. В изобразительном искусстве развитие классицизма тесно связано с учрежденной в 1757 г. петербургской Академии художеств. Сохраняя в той или иной степени черты идеализации, отвлеченности и аллегоризма, русские мастера исторической живописи классицизма – А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, в раннем творчестве – К. П. Брюллов и А.А. Иванов – пропагандировали просветительские идеи гуманизма, патриотического гражданского служения.
Основоположником академической школы живописи русского классицизма считают А. Лосенко (1736 – 1773). Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой». Воспользовавшись отдельными мотивами античного эпоса, художник вложил в произведение иное содержание, полностью исходя из принципов классицизма. В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества.

Классицизм в 18 – начале 19 веков получил широчайшее распространение в Англии, Италии, Испании, Скандинавских странах, Восточной Европе, а также в США, Канаде, Аргентине.
В 19 веке классицизм постепенно утрачивает прогрессивное содержание; это сказалось в так называемом стиле ампир периода Наполеоновской империи, где утверждается внешняя официальная парадность. Классицизм перерождается в холодный, догматичный академизм, что нашло отчетливое выражение в исторической и религиозной живописи Д. Энгра во Франции, Ф. А. Бруни в России, В. Камуччини в Италии.

Теоретики классицизма впервые показали, что эстетический идеал не есть нечто «костное и аморфное», туманное и неопределенное: напротив, он содержит достаточно четкую систему совершенно конкретных требований, без учета которых художественное произведение не может быть ни создано, ни понято.

I. Содержательные нормативы классического идеала.

1) Античные и реже библейские сюжеты, демонстрирующие значение героических действий. Использование среди античных сюжетов как мифологических, так и исторических.

2) Культ антигедонического героического начала в жизни, изображение победы добродетели над пороком. Такая установка предполагает культ морального закона и приоритет общественного над личным.

3) Культ порядка и покоя (устойчивости):

а) Спокойствие (в том числе отсутствие суетливости даже в критических ситуациях) есть показатель «божественного превосходства» (Винкельман) , ибо оно есть следствие силы в отличие от суетливости как проявления слабости.
б) Только покой позволяет четко отделить существенное от второстепенного. Это объясняется тем, что оно исключает искажения черт и, тем самым, не снижает универсальности образа.

4) Предпочтение историческому жанру, аллегорическому портрету и ню и резкое падение интереса к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту. Впрочем, Пуссен и Лоррен показали, что природа может быть подходящим или неподходящим фоном для совершения подвигов. Возник классический героический пейзаж, на который было распространено требование «благородной простоты и спокойного величия».

5) Культ человеческого тела как высшего проявления рациональной сущности в материальных вещах. Так как современный костюм считался серьезнейшим препятствием для достижения «пластической красоты», то оставались две возможности: либо античный костюм, либо ню. Поскольку необходимой принадлежностью героя является кристальная моральная чистота, то последовательная героизация человеческого тела должна привести к требованию его кристальной целомудренности.

6) Строгая регламентация поведения героев. Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики.

7) Повышенный интерес к аллегоризму – кодирование с помощь аллегории эмоционального отношения, с одной стороны, к абстрактным сущностям («разумному» в природе), а с другой – даже к реальным персонажам (широкое использование метафоры).

II. Формальные нормативы классического идеала.
(Они очень близки соответствующим требованиям ренессансного идеала).

1) «Скульптурность» элементов.

а) Приоритет линии над краской – четкий, «холодный» и «певучий» контур.
Культ рафинированной линии намечен уже Давидом в его портрете мадам Рекамье и доведен до максимума Энгром в картинах «Большая одалиска» и «Источник».
Ж. Энгр
Большая одалиска

б) Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива; овальные формы (надо избегать четырехугольных и круглых форм); исключить параллельные линии и одинаковые углы. Среди правильных фигур предпочитать равносторонний треугольник; правильные пропорции (в том числе, золотое сечение); обобщение формы (отбрасывание несущественного, случайного, индивидуального).

в) Обязательное наличие светотени.

г) Чистые цвета – избегать смешения красок. Требование чистоты цвета – есть такой же постулат классического идеала, как и все другие нормативы. Оно в некотором смысле столь же «априорно», как и сам классический идеал.

д) Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме.

2) Тектоничность композиции.
Характерный для классицизма культ порядка, который рассматривается как «подражание разумному в природе», находит свое наиболее полное выражение в тех требованиях, которые классический идеал предъявляет к композиции картины.

а) Размещение главных действующих лиц в центре и притом в наиболее выразительной одежде (если таковая имеется).

б) Симметрия и замкнутость, что достигается, как правило, с помощью пирамидальной или кольцевой композиции.

в) Трехплановость построения и обязательная кулисность. Это требование предполагает расчленение всего композиционного пространства на несколько планов, выделение главной (центральной) группы и уравновешивающих ее двух или нескольких симметричных групп переднего плана.

г) Простота и ясность как следствие разумного начала, господствующего в мире. Это значит, что в картине не должно быть ничего лишнего, и все должно иметь четкую аллегорическую интерпретацию.

д) Уподобление картины античному барельефу. Чеканный композиционный ритм должен восприниматься как отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие поступкам человека. Прекрасным образцом реализации этих нормативов
может служить картина «Апофеоз Гомера» Энгра.

3) Классическая гармония художественного образа в целом: сочетание, как это характерно и для Ренессанса, контраста «культурных» элементов с равновесием тектонической композиции.

Один из самых знаменитых и в то же время наиболее простых примеров такой гармонии демонстрирует Энгр в картине «Источник».

Ж. Энгр
Источник
Таким образом, классический идеал приводит к специфическому типу красоты, возведенному многими художниками, критиками, искусствоведами в ранг всеобщего закона.
 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina