|
|
|
Теория живописи |
Основные типы моделировки формы.
(Основные композиционные модели) |
1. Предметно-пространственная модель.
Предметно-пространственная модель
представляет предмет объективно с его характеристиками:
- веса;
- соразмерности;
- пропорциональности;
- темой;
- сюжетности.
Предметно-пространственные связи иллюзорны, случайны. Пространство
метрично, используется прямая перспектива. Изображение аконструктивно.
Форма активностью не обладает, изображает действительность,
обладает такими же свойствами, как иллюзорность, литературность.
Изображение чаще всего иллюстративного характера. Предметно-пространственной
модели свойственна, прежде всего, реалистичность. Такое изображение
требует рамы. Предметно-пространственная модель характерна
для реализма и, в меньшей степени, для классицизма. |
 |
Фернандо Янец
де ла Алмедина
св. Каталина.1510 г. |
|
2. Объемно-пространственная модель.
В объемно-пространственной модели происходит
усиление формы относительно предметно-пространственной модели.
Происходит активизация пространственного слоя в сторону его
уплощения. Изображение конструктивное, организованное. Предметно-пространственные
связи определяются светотенью. Цвет условный. Пространство
картины метрично, стремится к конструктивности, пространственный
слой сужается за счет синтетических связей. Картина требует
рамы. Объемно-пространственная модель характерна для раннего
возрождения, голландских натюрмортов и т.д.
|
 |
Пауль Трогер.
Невинное наказание Амура, XVIII век. |
|
3. Воздушно-пространственная
модель.
Предметно-пространственные связи ограничиваются
цветом, светом и пространством и организуют свето-воздушную
среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично,
неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется
оптическими свойствами цвета и света. Предметность и материальность
исчезает. Пространство иллюзорно, действует через цвет
и свет. Каждая форма этой модели, активизируясь, становится
самотождественной. Картина требует рамы. |
|
 |
 |
К.Моне
Скалы и морской берег в бухте д'Ааваль,
1885 г. |
О.Ренуар
Качели, 1876 г. |
|
4. Цвето-пластическая модель.
Предметно-пространственные связи осуществляются
цветом. Изображение конструктивно. Пространство – цветовое.
Форма активизируется через окрашивание пространственных
слоев цветом. Такой модели свойственна декоративность,
активность контура формы и не собственные свойства цвета.
Метричность пространства сохраняется. Картина требует
рамы. |
|
 |
 |
Ван Гог. Сбор урожая,1888
г. |
Ф. Ходлер. День, фрагмент. |
|
5. Структурная модель.
Предметно-пространственные связи превращены
в конструктивные. Пространство концептуально, двухмерно
или приближено к двухмерному, конструктивно, архитектонично.
Вес композиции определяется фактурами и поверхностью.
Форма активизируется до идеализации (крайности формы).
Цель такой активизации – создание структуры в крайнем
ее проявлении. |
|
 |
 |
Миро. Ухаживание. |
К. Малевич. Супрематизм, 1915 г.
|
|
Рекомендуемая литература: |
Малевич «Супрематизм».
Кандинский «О духовном в живописи».
Филонов «Аналитическое искусство».
Попова «Архитектоники». |
|
|
|
|