Среди всемирно известных
художников, начавших свою деятельность в первые десятилетия XX века,
таких, как В.Кандинский, К.Малевич, В.Гатлин, пожалуй самую трудную
жизнь прожил П.Филонов. Он
прошел классический путь “чудака от искусства”, правда с драматическим
акцентом. Когда А.Эфрос описывал этот путь по отношению к знаменитому
русскому граверу В.Фаворскому, он писал, что у истории есть для
этих случаев одна обязательная схема: “Она приготовляет им пещеру,
запрятывает их туда, плотно укрывает дверь, трещит морозом и метет
метелицей, засыпая дорогу... Потом наступает положенный историей
срок и час. Из пещеры выходит нелюдим, поднимая над собой свое искусство,
как отшельник - крест. Мир сразу гулко и кряжисто ахает. Его потрясает
столько же косматость пещерника, сколько и сияние его мастерства.
Грохочет и трубит слава”.
П.Н.Филонов вошел в русское искусство
накануне первой мировой войны и сразу занял в нем особое место.
С 1932 г., когда в последний раз в Русском музее демонстрировались
его работы на выставке, посвященной 15-летию революции, творчество
Филонова было надолго исключено их художественной жизни страны.
Никто из лидеров русского авангарда не подвергался при жизни такому
ожесточенному преследованию, а после смерти глобальному замалчиванию.
В истории русского и советского государства как бы не было такого
художника, оставалась лишь Филоновская легенда, изустно передававшаяся
его учениками.
Он жил как передвижник до революции,
подчинив все задачам творчества, жестоко бедствовал и позже, особенно
в 30-е годы, ведя полунищенский образ жизни, но не теряя творческой
одержимости, 30 августа 1935 г. он записал в дневнике: “Все это
время, начиная с первых дней июня, я жил только чаем, сахаром и
одним кило хлеба в день. Лишь один раз я купил на 50 к. цветной
капусты, да затем, сэкономив на хлебе, купил на 40 к. картошки,
“раскрасавицы картошки”. Дней за 10 до 30 августа, видя, что мои
деньги подходят к концу, я купил на последние чая, сахара, махорки
и спичек..., готовясь по примеру многих и многих раз - жить, неизвестно
сколько, не евши”.
Сейчас, возможно, в это трудно поверить,
но даже в начале 80-х годов, не говоря уже о долгом периоде 30-70-годов,
не только картины, но и имя художника Павла Николаевича Филонова
на территории бывшего СССР было под официальным запретом. Публиковать
репродукции его работ в печати, книгах и альбомах было негласно
запрещено, так же, как и рассказывать о нем самом и его творчестве.
Писать о П.Н.Филонове очень трудно.
Его жизнь и судьба поистине драматична. Его живопись почти не поддается
литературному описанию. Ее надо видеть, чтобы составить представление,
причем, конечно, не по репродукциям, а в музеях и на выставках.
В чрезвычайно сложных формах осуществлялись
замыслы П.Н.Филонова и его последователей. Эта живопись превратилась
в знак тайного знания и пророческого прорыва. Такова “Формула петроградского
пролетариата” (конец 20-х годов, Ленинград, ГРМ) и другие картины
Филонова. Здесь форма, расчлененная на первичные кристаллические
элементы, развертывается в виде динамической бесконечной системы.
Филонов никогда не продавал своих
картин. “Все свои работы, уже сделанные, и те, которые рассчитывал
сделать, он решил отдать государству, чтобы из них был сделан музей
аналитического искусства” - писал художник.1
Признание пришло к нему через десятки
лет после смерти. Он разделил драматическую судьбу некоторых великих
художников, например, Ван Гога и Модильяни, с той лишь разницей,
что признание шло к нему значительно дольше, чем к ним.
На пороге XXI века Павел Николаевич
Филонов предстает русским художником, проложившим свой неповторимый
путь в искусстве для будущих художников и многочисленных почитателей
его таланта.
_________________________________________________________________________
1Филонов
П.И. “Выставка П.Филонова в Русском музее все еще не открыта...”.
1931. ЦТАЛИ
|