Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Содержание
Маньеризм
Барокко
Классицизм
Гуманизм
Модернизм
 
Fine Art Collection
Картина "Скрипач"
На главную Контакт Карта сайта

Барокко

До середины XIX века слово "барокко" было синонимом гротескного, и лишь немногим более 100 лет назад так начали называть стиль и зпоху. Barocco в переводе с итальянского буквально означает: странный, причудливый. Некоторые исследователи объясняют происхождение термина изходя из португальского языка: perroca, perola barroca - жемчужина неправильной, причудливой формы.
Барокко пришел на смену гуманистической культуре Возрождения и искусству маньеризма и стал основным стилистическим направлением в европейском искусстве с конца XVI века до середины XVIII века.

Этот стиль возник в Италии в середине XVI века и стал ведущим уманастроением в итальянской культуре XVII века. Ярче всего он выразился в творчестве нескольких скульпторов, архитекторов и живописцев - Бернини, Кортона, Боромини..., - а также отразился в музыке и литературе. Бернини говорил о себе: "Я победил мрамор и сделал его гибким как воск и этим смог в известной степени объеденить скульптуру с живописью." Это сказано о скульптурах в интерьере собора Св. Петра в Риме.
В 1672 г. Джовании Беллори опубликовал биографии современных живописцев, скульпторов и архитекторов, продолжив труд Вазари, изданный веком раньше. Описывая фрески в куполе римской церкви Сант Андреа делла Валле, Беллори заметил: "Это произведение справедливо приравнивают к огромному хору, где гармонию образуют все голоса сразу; нет возможности выделить один, обособленный голос, и нас восхищает именно полнота слияния, общность меры и единства существа пения".
Отталкиваясь в равной мере от опыта Высокого Возрождения и маньеризма, итальянское барокко было изначально противоречиво, но именно противоречивость придала этому искусству ту страстную напряженность, которая не оставляет нас равнодушными и сегодня, века спустя.

Барокко очень скоро распространилось за пределами Италии - во Франции, Германии, Швейцарии, Фландрии. Своеобразное национальное проявление барокко имело место в таких городах как Прага, Вена, Краков. Хронологические рамки этого стиля в разных странах различны. В Италии реминисценции барокко сохраняются до конца XVIII века, в Словакии с середины до конца XVIII века, в России - с начала XVII века до середины XVIII века.
Барокко отличает подвижность и текучесть форм, театрализация и фееричность действия, гротеск и перегруженность декоративными элементами, пристрастие к самодовлеющим деталям, вычурным сравнениям, метафорам и гиперболам. В монументальной живописи, росписях интеррьеров преобладал интерес к сложносюжетным аллегорическим композициям с использованием античной мифологии, сюжетами часто служили всякого рода триумфы. Аффектация эмоций, движений, поз, пышность и тяжеловесность внутреннего убранства и одежды, активное обращение к зрителю - характерные черты стиля барокко. Один из характерных приемов в живописи барокко - когда стирается грань между плоскостью стены и живописным пространством. Отдельные детали картины как бы стремятся выйти за границу изображения.

В основе нового стиля лежит новый мировоззренческий идеал. Чтобы понять смысл последнего, надо обратиться к творчеству величайшего художника этого стиля Рубенса. В 1611 г. Рубенс в память о своем брате написал картину "Четыре философа". На ней он изобразил себя с братом и их общим другом в обществе известного фламандского филолога и философа того времени Юста Липсия. В верхней части картины над головой Липсия виден бюст римского философа Сенеки, украшенный цветами. Редко в истории живописи встречается картина, так непосредственно указывающая на связь художественного творчества с философским мировоззрением соответствующей эпохи. Дело в том, что Липсий был последователем Сенеки и учителем брата Рубенса.Сенека сочетал в своей философии элементы стоицизма с элементами эпикуризма, в соответствии с которыми высшей добродетелью считается гармоническое сочетание любви к жизни (эпикурейская страсть к наслаждениям) с отсутствием страха перед смертью (стоическая стойкость в борьбе – культ героизма). Барочный идеал гедонически-героического человека предполагает абстрагирование от всех тех особенностей реального человека, которые препятствуют его участию в движении и борьбе или маскируют такое участие. Все отклонения от эпикурейской страсти к наслаждениям и стоической стойкости в борьбе устремляются к нулю, в результате чего мы получаем общее представление о человеке, воплощение которого часто встречается в поражающих своей роскошью и великолепием грандиозных композициях Рубенса и его последователей.

Своеобразие барочного идеала человека состоит в том, что в отличие от реального человека, который нередко сталкивается с трагическим противоречием между потребностью в удовольствии и требованием морального закона (соблюдение морального долга), гедонически-героический человек не знает никакого разлада между тем и другим, ибо его мораль совпадает с мировым логосом. Он испытывает «вакхическую радость» от самых крутых пируэтов движения и самых головокружительных зигзагов борьбы. Гедонически-героический человек – это любитель острых ощущений, связанных со смертельным риском.

Барочный эстетический идеал – это общее представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало идеалу гедонически-героического человека. Общей характерной чертой этого идеала, если перефразировать известную формулу Винкельмана, является «благородная сложность и беспокойное величие».

Наиболее существенные требования барочного идеала к художественному произведению, к творчеству и восприятию:
I. Содержательные нормативы барочного идеала:

1) Античные и библейские сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой (П. Рубенс –«Похищение дочерей Ливкиппа»; Рембрандт – «Сосчитано, взвешено, разделено»).

2) Сюжеты из аристократической жизни (портреты знати работы Ван-Дейка, охотничьи сцены Воса).

3) Демократические сюжеты, к которым применима та же эстетическая формула (Рембрандт - «Букинист»; жанровые сцены Йорданса или «лавки» Снейдерса).

4) Культ движения и борьбы и, связанная с этим патетическая героика. Идеал гедонически-героического человека предполагает «динамизацию» всех вещей, насыщение их движением и борьбой. На картинах, написанных в стиле барокко «бурно вздымаются волны моря и складки почвы, громоздятся скалы и камни, холмы и горы, извиваются стволы деревьев» (М. Я. Варшавская) – во всем чувствуется грандиозное напряжение героических стихийных сил.

П. Рубенс
Похищение дочерей Ливкиппа
5) Культ богатства и роскоши, уподобляющий картину рогу изобилия и демонстрирующий социальное здоровье и силу. С особым блеском этот култ проявляется в барочных натюрмортах Снейдерса и Бейерена, П. Класа и В. Кальфа. Хотя в них человек обычно отсутствует, его незримое присутствие ощущается на каждом шагу: в подборе вещей натюрморта, в манере их изображения и сочетания.

6) Культ здорового, цветущего тела, демонстрирующий природное здоровье и силу.

II. Формальные нормативы барочного идеала:

1) Динамизм элементов:

а) Буйство линий и форм, предполагающее особое пристрастие к извилистым линиям. Основополагающим элементом всякой извилистой линии является S-образная кривая. Она проявляется в движении волн, языках пламени, изгибах растений, грации газели и тигра, в пластике человеческого тела. Требование динамизма линий и форм приводит к динамизму в любых сюжетах, взятых даже из самых банальных эпизодов повседневной жизни. Замысловатые складки одежды, изборожденные морщинами старики, витые лестницы, суета толпы в изобилии встречаются в произведениях Караваджо, Риберы, Рембрандта и других художников XVII века.

б) Буйство света и тени (резкие свето-теневые контрасты).
Изучение динамики линий и форм привело художников барокко к поиску динамики в области светотени. Самым крупным достижением было здесь открытие выразительности контражура. Контражур создавал особое драматическое настроение. И вообще трудно придумать более удачный прием для передачи эмоционального отношения к борьбе добра со злом, чем борьба света и тени.
в) Буйство красок (резкие цветовые контрасты). Это требование оказывает обратное влияние на рисунок, порождая нечеткость и «размытость» линии.
П. Рубенс.
Возвращение Дианы с охоты.
г) Стереоскопичность и нормальная перспектива.
Барочный идеал возвращается к требованию «скульптурности» элементов художественного образа, но придает этой «скульптурности» динамический характер.

2) Атектоничность композиции.
Барочный идеал требует от композиции неустойчивого равновесия. Только такое равновесие способно выразить эмоциональное отношение к движению и борьбе. Требование неустойчивого равновесия предполагает следующие нормативы:

а) Асимметрия.
Она выражается, в частности, в переходе от пирамидальной и круглой к диагональной композиции и в использовании выразительности пустого пространства.

б) «Глубинность» (слитность пространственных планов).
Пространство не расчленяется на слои, барочный идеал требует непрерывной перспективы.

в) Интегрированное единство (подчинение деталей целому и приглушение некоторых из них). Согласно барочному идеалу, картина представляет собой нерасчлененное целое. Примером реализации такого требования являются многие картины Рембрандта, в частности, «Ночной дозор».

г) Относительная неясность (незаконченность). Барочный идеал открыл прелесть неясности, недосказанности, намека. Относительная неясность создает особое настроение и предоставляет зрителю широкий простор для всевозможных ассоциаций. Неясность может быть связана как с элементами, так и со структурой. Довольно часто используемый прием – персонаж, повернутый спиной к зрителю, полумрак, приглушенные краски.

3) Барочная гармония художественного образа в целом: сочетание контраста динамических элементов с неустойчивым равновесием атектонической композиции. Блестящий образец такой гармонии дает нам Рубенс в своем «Прикованном Прометее».

Все очарование барочной красоты может ощутить только зритель, воспринимающий барочные произведения через призму барочного идеала. Только такой зритель правильно схватывает эмоциональную суть барокко – чувство подавляющего величия, пышности и импозантности, связанное с торжеством триумфатора, добившегося трудной победы.

 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina