Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Содержание
Маньеризм
Барокко
Классицизм
Гуманизм
Модернизм
 
Fine Art Collection
Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей". Копия
На главную Контакт Карта сайта

Маньеризм

Финал Высокого Возрождения определяют серединой XVI века, а начало барокко – 90 годами того же столетия. Чем же заполнен был этот промежуток? В XIX веке его называли упадком Ренессанса, в наши дни используют термин «маньеризм». У Джорджо Вазари, итальянского живописца и историка искусства, выражение «белла маньера» означало высшее художественное качество – ни сам Вазари, ни его современники не замечали, что в искусстве произошел важный сдвиг. Уже не верность природе, а изобретательность, оригинальность выдвинулись на первый план для художников, ценителей искусства, меценатов. Усложненность аллегорий, понятных только посвященным, безразличие к строгости «научной перспективы» - вот характернейшие признаки маньеризма.

В начале XVI столетия постепенно начинает меняться взгляды на окружающую действительность. Открытие Америки и новых путей в Индию, иные представления о мироздании, в котором Земля всего лишь песчинка в бесконечном пространстве, означали конец ренессансного антропоцентризма. Человек кажется затерянным в мире, где существуют законы, неподвластные разуму. Возникает ощущение неуверенности, усугубляющейся зависимостью от сильных мира сего. Это также время расцвета инженерного искусства и вместе с тем всеобщее увлечение магией, астрологией, алхимией. Сложности времени соответствовала сложность культуры. В искусстве эти сложные процессы нашли свое отражение в направлении, возникшем в недрах Возрождения и сосуществовавшем с ним. Его название «маньеризм» достаточно условно. Происходит оно от итальянского maniera («манера»). Для маньеристов пора страстного подражания природе миновала. Они считали, что искусство выше натуры; оно призвано создать то, чего в ней нет. Возникает новый идеал красоты. Меняются представления о человеке. Портрет служит не для того, чтобы раскрыть характер, а с цель подчеркнуть социальное положение модели. Исчезает прежняя обращенность к зрителю, присущая ренессансным портретам. Модель как бы взирает из иллюзорного мира на реальность с чувством превосходства. Появляется тип портрета – маски: воина, эрудита, придворного, владетельного синьора или синьоры.

Философской базой маньеризма стал разрыв с пантеизмом и возврат к теизму. Мировоззренческий идеал маньеризма получился благодаря устремлению к нулю «божественных» черт реальности (проявления добра) и доведению да максимума «дьявольских» черт (проявления зла). Этот взгляд на мироздание прекрасно выразил Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости»: «…Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица… Под жизнью скрывается смерть, под красотой – безобразие, под изобилием - жалкая бедность… под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством - низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой – вражда, под пользой – вред».

Такая пессимистическая идеализация реальности получила в XVI веке символическое представление в образе «перевернутого» мира, запечатленного на знаменитой картине П. Брейгеля «Фламандские пословицы» в виде перевернутого шара с крестом. Дьявольский характер «перевернутого» мира особенно наглядно проявляется в том, что в этом мире зло не только господствует, но и остается ненаказанным. Человек, порожденный таким миром, духовно слеп, не способен контролировать свои чувства; он предпринимает бессмысленные действия, обрекая на страдания себя и других.
П. Брейгель
Фламандские пословицы
I. Содержательные нормативы маньеристического идеала.

1) Фантастические (мифологические) события, в которых проявляются иррациональные поступки людей и их страдания (в частности, античные и библейские сюжеты, где эти поступки выступают в особенно наглядной форме; примером могут служить многие композиции Эль Греко).

2) Реальные (будничные) события, в которых проявляются те же поступки и те же страдания. Именно в демократических сюжетах, как показал впервые П. Брейгель, не случайно названный «мужицким», духовная слепота людей выступает нередко в наиболее простой и ясной форме, ибо она здесь не маскируется аристократическим лоском (достаточно упомянуть его знаменитую «Притчу о слепых» и «Фламандские пословицы»).
3) Торжество порока над добродетелью и культ безумия и страдания (например «Лаокоон» Эль Греко и «Безумная Грета» П. Брейгеля).

4) Сочетание эротики с мистикой. Такая черта получила особое развитие в работах мастеров школы Фонтенбло (Франция).

5) Иррациональное комбинирование рациональных (реальных) элементов и переход от рациональной аллегории к сложной иррациональной символике. Наиболее яркое воплощение это требование маньеристического идеала получило в фантастических композициях Арчимбольдо. Этот норматив предполагает сочетание реальности с фантазией, в частности, прямую сюжетную связь реальных событий со сновидениями и галлюцинациями («Безумная Грета» П. Брейгеля, развивающая художественный метод Босха в «Сне Тондала»).
Арчимбольдо
Библиотекарь

II. Формальные нормативы маньеристического идеала.

1) Деформация («искажение») элементов:

а) нарушение совершенства пропорций. Это проявляется в растяжении фигур и деформаций их формы и контура (умышленные «неправильности» в рисунке). В частности, это предполагает также отказ от следования золотому сечению (Бронзино, Пармиджанино, Эль Греко);

б) использование необычной перспективы: птичьей, аксонометрической, сферической, обратной (П. Брейгель, Эль Греко);

в) деформация (искажения) светотени и даже полный отказ от нее (Бронзино, Понтормо, Беккафуми);

г) деформации (искажения) колорита: неестественно блеклые краски (Бронзино, Вазари, школа Фонтебло), черный цвет (Фурини, Рени) или неестественно мрачные краски (Беккафуми, Шпрангер), резкие цветовые контрасты (Понтормо, Эль Греко)

д) обобщение рисунка (линии), формы и цвета (Бронзино, Понтормо, Эль Греко).

2) «Сумбурность» композиции:

а) усложненность («перегруженность») композиции;

б) хаотичность (кажущаяся неупорядоченность) композиции.
Эти особенности маньеристической композиции особенно наглядно проявляются в таких картинах как «И время не властно над любовью» Бронзино, «Безумная Грета» П. Брейгеля и «Крещение Христа» Эль Греко.

3) Маньеристическая гармония художественного образа как целого: сочетание контраста деформированных элементов и равновесия «сумбурной» композиции.

Иллюстрацией такой гармонии может служить одна из самых известных картин маньеристического стиля – пейзаж Эль Греко «Вид Толедо». Картина построена на резком контрасте «деформированного» неба и «деформированной» земли. Но та «сумбурная» композиция, которую они образуют, обладает следующим замечательным свойством: деформация земли в точности «уравновешивает» деформацию неба, в результате чего вся картина, несмотря на ее общую композиционную «сумбурность», производит исключительно цельное и сильное впечатление.

Эль Греко
Вид Толедо
 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina