|
|
|
Модернизм |
В искусстве XIX и XX веков, при всей
сложности, неоднородности, а под час и спутанности художественных
процессов, можно тем не менее проследить две главные линии исторического
развития. Одна из них связана с восхождением от романтизма к реализму,
сначала критическому, а затем социолистическому. Другая – с возникновением
и дальнейшей эволюцией модернизма. Если соцреализм наследует достижения
реалистического искусства прошлого, то модернизм словно впитывает
в себя реакционные моменты в предшествующем художественном развитии.
Художественные процессы современности как раз и определяются борьбой
реализма и модернизма. Модернизм – термин суммарный,
обозначающий множество не похожих друг на друга , разнородных и противоречивых
художественных направлений в мировом искусстве последнего столетия.
Этимологически этот термин происходит от слова modern – новый. Он
имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется
в значении «новое искусство». Было бы, однако не верно сводить смысл
понятия к этимологии термина. К синонимам модернизма
не редко применяется термин «декаданс» (decadence – приходящий в упадок).
Оба эти термина, возникшие во второй половине XIX века, употреблялись,
а порой употребляются и сейчас как равнозначные. Между тем понятие
модернизма более широкое, суммарное; понятие декаданса – уже и определенее
в своем содержании. Декаданс – это первая стадия в развитии модернизма,
характерезующаяся приемущественно упадочными настроениями и пессимизмом,
самодавлеющим эстетизмом и отходом искусства от общественных проблем.
Модернизм же вцелом включает не только декаденские тенденции и направления,
а и течения, боровшиеся с декаденсом. Прогресс
искусства в XIX веке имел противоречивый характер. В его двойственности
коренилась возможность различных путей исторического развития.
Раскол искусства на почве «отчуждения» от действительности
возник уже в творчестве романтиков. Одним из последствий этого раскола
явился своеобразный парадокс, который условно можно назвать «обратно
пропорциональным отношением искусства к жизни». В представлениях художников,
которые абсолютно не принимали действительность, получилось, что чем
меньше в искусстве жизни, тем больше оно является искусством, и наоборот;
иначе говоря, - максимальное развитие художественного начала трбует
полного отрешения от жизни, максимальное же приближение к реальности
с этой точки зрения убивает искусство. Утрата
синтементальных иллюзий сказалась уже в натурализме, который на первых
этапах своего развития в прошлом веке во многом представлял собою
кризисное явление, явился одним из последствий переживавшийся
реализмом духовной драмы. Принципиально далекий от утопизма, натурализм
в существе своем примиряется с окружающей действительностью как с
некой «данностью», давлеющей над человеком и неподвластной ему. Здесь
заложена предпосылка многих дальнейших модернистских направлений.
Разуверившись в идеалах действительности и
в возможностях изменения ее антигуманности, художники стали противопоставлять
ей художественную деятельность как таковую, которая будучи полностью
лишенной реалистического идеала и отделенной от жизни, стала чисто
формальной. Последовательное развитие формализма в искусстве явилось
закономерным следствием позиции «искусства для искусства», которую
стали занимать многие художники, начинающие порывать с реальностью.
Обоснования формализма не замедлили появится
в теории. Одним из первых его провозвестников стал К.Фидлер, выдвинувший
ряд эстетических положений, давших исток многим последующим формалистическим
взглядам, исповедовавшимся модернистсими течениями. Он писал: «В художественном
произведении форма должна сама по себе образовывать материал, ради
которого и существует художественное произведение. Эта форма, которая
одновременно является и материалом, не должна выражать ничего, кроме
самой себя; все, что помимо этого выражается в ее свойствах художественного
языка, лежит по ту сторону искусства… Содержание художественного произведения
есть ни что иное, как само формообразование»*. Критическое
неприятие действительности, лишившись позитивной (хотя бы и илюзорной)
опоры, перерастает в некоторых направлениях модернизма в эстетизацию
безобразного, начавшуюся уже у Бадлера в его знаминитых «Цветах зла».
Постепенно развивается восприятие мира как кошмара и хаоса. В направлениях
модернизма эта тенденция выражается по-разному – отчасти в символизме,
фовизме, кубизме, в особенности. Ирония, как
принцип творчества, которая у романтиков распространялась на явления
жизни и на самого художника (на объект и субъект искусства), теперь
стала распростронятся на художественную деятельность как таковую.
* Fiedler K. Vom wesen der Kunst. Munchen, 1942,
S. 134. |
|
|
|