Гуманизм – так называлось движение
в Западной Европе, освободившее личность и культуру от порабощения
католической церковью и положившее прочное начало новой независимой
науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству.
Аскетический идеал, составляющий нравственное основание
господства церкви над государством и культурой, стоял в XIV и XV столетии
в резком противоречии с жизнью. Всемогущие некогда
папы переселились в Авеньен, где сделались орудием в руках французских
королей, а, вернувшись в Рим, произвели так называемый Великий Раскол,
который окончательно подорвал их моральное и политическое влияние.
Папство превратилось в светское государство, глава которого пользовался
остатками духовной власти исключительно в политических и финансовых
целях. В то же время расшатался, особенно в
Италии, средневековый и политический строй. Прежнее старое сословное
деление сильно пошатнулось. Аристократия повсюду, за исключением Венеции,
была оттеснена богатыми гражданами, с которыми вели упорную борьбу
низшие классы. Этот процесс открыл возможность совершить карьеру целому
ряду талантливых людей всех сословий.
Процесс разложения средневековых форм начался раньше гуманистического
движения и проистекал из одинаковой с ним причины.
Основные черты гуманизма:
1. Индивидуализм.
Индивидуальное развитие, вызвавшее к жизни новые
потребности, в гуманистическом движении выразилось не только критическим
отношением к теоретическим основам средневековых форм, не только
теоретическим оправданием их разрушения, но и попытками построить
новое миросозерцание, которое было бы основано на новых индивидуальных
потребностях развившейся личности.
Гуманистический индивидуализм характеризуется:
а) интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру;
б) интересом к внешнему миру, преимущественно к человеку;
в) убеждением в высоком достоинстве человеческой природы вообще
и в неотъемлемом праве человека развивать свои способности и удовлетворять
свои потребности;
г) интересом к окружающей действительности, поскольку она имеет
влияние на человека.
Эта точка зрения, составляющая основу гуманистического
движения, была диаметрально противоположна средневековым аскетическим
воззрениям.
В Средние века человеческая природа, наряду с внешним миром и дьяволом,
считалась источником соблазна и причиной вечной гибели. В силу этого
следовало интересоваться только божественным, а не человеческим.
Умственное развитие – опасное излишество, которое может привести
к смертельному греху, т. е. к дьявольской гордыне, от мира лучше
всего бежать в монастырские стены, а с человеческими потребностями
нужно вести упорную борьбу.
Разойдясь, таким образом, со средневековыми учениями, гуманисты
должны были искать опоры для своих воззрений за пределами христианства,
которое они знали только в форме католицизма, и нашли ее в античной
литературе.
2. Глубокий и горячий интерес к классической древности – вторая
характерная черта гуманистического движения.
Гуманисты не только изучают греческий и латинский
языки и литературу, как всякий духовный объект науки, но ищут
в древности оружие для борьбы со средневековыми воззрениями и
авторитет для оправдания своих учений.
Гуманисты любят древность, глубоко чтят ее авторитеты
и стараются у нее учиться. Живой интерес гуманистов к действительности,
понимание ее жизненности, силы и возможностей препятствуют слепому
поклонению перед античным прошлым, фантастическому стремлению
оживить прошлое; гуманисты относятся к классической древности
так же критично, как к ближайшему прошлому и современной действительности.
Исходным пунктом их работы явилась индивидуальная потребность,
основным настроением по отношению к прошлому был критицизм; при
чем классическая древность служила опорой для нового миросозерцания,
а современность – его регулятором.
Отвергнув средневековый аскетизм, гуманисты
попытались выработать новые религиозные воззрения.
Это было самой слабой стороной Итальянского
Возрождения.
Ранние гуманисты (Петрарка, Самотатти) пытались примирить свои
учения с церковными. Но с католицизмом их учение было непримиримо.
А ниспровергнуть папство, опираясь на Евангелие, они были не в
состоянии.
Многочисленные этические трактаты гуманистов
и их дидактическая беллетристика проникнуты той мыслью, что человек
по природе существо нравственное, и что на лучших сторонах нашей
природы должна быть построена новая этика.
Само содержание морального учения гуманистов
отличается индивидуалистическим характером и сводится к проповеди
права личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей
и на полное развитие всех ее свойств.
Гуманистам не удалось выработать долговечной
эстетической системы и, что еще важнее, не удалось найти морального
авторитета. Их эстетический индивидуализм под влиянием реакции
против аскетизма и в теории заходил слишком далеко, кроме того,
современные нравы и положение гуманистов, находящихся в зависимости
от меценатов, весьма невыгодно отразились на их морали, и в гуманистической
литературе встречается иногда открытая проповедь безнравственности
в индивидуальных и политических отношениях
Тем не менее, весомую заслугу гуманистов составляют:
- секуляризация этики, как науки;
- признание прав личности на всестороннее развитие в предписаниях
практической морали.
Эта сторона гуманистической нравственности особенно благотворно
повлияла на школу. Средневековая школа была проникнута аскетическим
духом, что вызывало враждебное отношение к ней гуманистов и их
стремление противопоставить ей новые педагогические требования.
Кроме того, многие гуманисты были педагогами по специальности.
Этим объясняется обилие трактатов, которые проникнуты одним духом:
воспитание должно быть основано на изучении индивидуальных качеств
ребенка, должно готовить его к жизни, а для этого необходимо развивать
все хорошие духовные и физические стороны его природы. Эта педагогическая
теория была положена в основу гуманистической школы педагогом
Виторио де Фальтре. |